ПЕТРОВ Анатолий  Викторович

 

_-1.jpg

 

 Страна: 

Россия

Город: 

Горно-Алтайск

Место работы: 

Горно-Алтайский госуниверситет; ООО «Редакция Международного научного журнала?Мир науки,культуры, образования»; Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай

Должность: 

профессор, главный редактор Международного научного журнала

«МНКО»

Ученая степень: 

доктор педагогических наук; кандидат

ф.-м.н.

Ученое звание: 

профессор, академик ПАНИ

Электронная почта: 

mnko@mail.ru

Сферы научных интересов

 

I.В Физике твердого тела

Композиционные материалы в области ракет, самолетов, турбин.

II.В сфере образования

Методология, теория и методика обучения и воспитания (физика). Теория и практика личностно ориентированного развивающего обучения. Компетентностный подход.  

 

ПЕТРОВ АНАТОЛИЙ ВИКТОРОВИЧ

 

Дата рождения:

30 мая 1940 г.

Место рождения:

г. Рубцовск, Алтайский край, Россия

Научная сфера:

Физика твердого тела, Педагогика

   

Учёная степень:

кандидат физико-математических наук,

доктор педагогических наук

Учёное звание:

профессор, академик ПАНИ

Альма-матер:

Барнаульский государственный педагогический институт (Алтайский государственный педагогический университет)

Научный консультант:     д.п.н., профессор, академик РАО  -   А.В. Усова 

 

Награды и премии:

Заслуженный работник высшей школы РФ; Заслуженный деятель науки Республики Алтай; Почетный работник высшего профессионального образования России; Отличник народного просвещения РСФСР; Орден св. Великомученика и победоносца Георгия IV–й степени «За заслуги в области науки, культуры, образования»; Знаки Министерства и ЦК профсоюза работников просвещения (дважды) «Победитель социалистического соревнования»; Ветеран труда «За долголетний добросовестный труд»

Сайт:

amnko.ru 

Биография Петрова Анатолия Викторовича

Принцип организации жизни:

·        в главном – едины;

·        в спорном – свободны;

·        а во взаимоотношениях

·        – уважение друг к другу

В 1963 году окончил Барнаульский государственный педагогический институт.

В 1967 году поступил в аспирантуру в Томский государственный университет по специальности «физика твердого тела». В период учебы в аспирантуре работал вначале младшим, а затем старшим научным работником в Сибирском физико-техническом институте при ТГУ, вел в качестве научного руководителя группы композитчиков хоздоговорные работы с «закрытыми ящиками» по разработке новых жаропрочных материалов для ракет, самолетов, турбин.

После окончания аспирантуры работал в Политехническом институте в г. Барнауле старшим преподавателем кафедры физики.

В феврале 1973 года защитил кандидатскую диссертацию по физике твердого тела в ТГУ по открытой тематике, а в июне этого же года была присуждена научная степень кандидата физико-математических наук.

В октябре 1974 года по рекомендации Крайкома партии переехал в г. Горно-Алтайск для усиления кадрового состава ФМФ, где с 1975 четырежды избирался заведующим кафедрой физики.

В 1979 году было присвоено ученое звание доцента.

С 1980 по 1985 годы был деканом ФМФ.

В 1996 году получил ученое звание профессора по кафедре методики преподавания физики, а в 1997 году защитил докторскую диссертацию по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения физике. В ноябре того же года была присуждена научная степень доктора педагогических наук.

Является научным руководителем отделения аспирантуры по теории и методике преподавания физики. В рамках его научной школы развивающего обучения защищены и утверждены 10 кандидатских диссертаций и одна докторская, периодически проводятся международные конференции по актуальным проблемам образования.

Первая такая конференция была на тему «Теория и практика развивающего обучения», на которой было принято решение организовать выпуск своего журнала «Наука и образование». Первый номер такого журнала вышел в 1998 году. Это и был прообраз научного Международного журнала «Мир науки, культуры, образования».

Анатолий Викторович опубликовал свыше 800 научных, научно-методических работ, среди которых 40 монографий, 50 учебно-методических пособий, 30 методических рекомендаций, 5 книг, научные труды, многочисленные издания научного международного журнала; имеет свыше сотни публикаций в СМИ; разработал Концепцию национальных школ и Модели русской школы, принятых в Республике Алтай в качестве государственного документа; являлся разработчиком Программы развития образования в Республике Алтай. 

В настоящее время является Учредителем ООО «Редакция научного Международного журнала ?Мир науки, культуры образования?» и главным редактором журнала.

 

Основные научные идеи и результаты

 

Физика твердого тела

 

·          Опровергнуты выводы по результатам исследования в 50-х годах XX в. о невозможности получения жаропрочных композиционных материалов на основе алюминия, армированного стальной проволокой, так как при высоких температурах на границе алюминий – металл возникают химические реакции, приводящие к возникновению хрупких интерметаллидов, которые нарушают связи между алюминием и металлом. В результате материал не упрочняется, а разупрочняется за счет длинных пор.

·          Была поставлена задача существенно подавить химическую реакцию по образованию хрупкого интерметаллида. Она была решена и возникла идея получения композиционного материала на указанных компонентах.

·          В ходе выполнения хоздоговорных работ с «закрытым ящиком» в г. Куйбышеве были получены композиционные материалы для ракет, самолетов, турбин, которые отвечали необходимым требованиям по прочности и жаропрочности.

·          На базе отрытой информации была защищена соответствующая кандидатская диссертация и автор получил научную степень кандидата физико-математических наук.

 

 Сфера образования

  • Разработаны Концепция национальных школ и Модель русской школы, принятые в Республике Алтай в качестве государственного документа к Программе развития образования в Республике Алтай.
  • Научно обосновано, что в современной дидактике отсутствуют, строго говоря, принципы обучения, т.к. центральные идеи, которые провозглашаются как принципы, не имеют инструментальности (известный способ применения этого принципа в процессе обучения), а это является основным критерием отнесения того или иного положения дидактики к дидактическим принципам.
  • Научно обосновано, что в качестве инструментальности дидактических принципов могут выступать их сущностные, нормативные и процессуальные дидактические функции.
  • Для целого ряда основополагающих дидактических принципов разработаны сущностные, нормативные и процессуальные функции и прошли апробацию через защиту кандидатских диссертаций.
  • Научно обоснованы (а не провозглашены) ряд основополагающих дидактических принципов с их сущностными, нормативными и процессуальными дидактическими функциями в приложении к личностно ориентированному развивающему обучению (принципы: преемственности, межпредметных связей, самостоятельности, пропедевтики, межличностного взаимодействия, системности, комплексности и др.).
  • Разработана профессиограмма учителя физики и технология оценки уровня профессиональной подготовки с использованием профессиограммы. Для этих целей была создана теория и методика профессионально-педагогической диагностики. Эта работа по существу оказалась пропедевтикой  современного формирования профессиональной компетентности учителя.
  • Разработана строгая структурно-логическая схема теоретической модели развивающего обучения как целостная педагогическая система обучения, которая прошла экспертизу методологов, высоко оценена при защите докторской диссертации.
  • Сняты противоречия между гуманистической образовательной парадигмой, рассматривающей личность как центр собственного самосозидания и прагматически обусловленными ориентирами компетентностного подхода в профессиональном и общем образовании за счет научно-обоснованного использования практико-ориентированного обучения (компетентностный подход) в рамках развивающего обучения (гуманистический подход). 
  • В рамках развивающего обучения компетентностный подход как ведущая идея современного образования представляется в статусе дидактического принципа с его сущностными, нормативными и процессуальными функциями.
  • При использовании в развивающем обучении принципа компетентностного подхода осуществляется взаимодействие теории (РО) и практики (КП) за счет научного метода восхождения от абстрактного к конкретному, при котором и рождаются соответствующие компетенции, что, в конечном счете, приводит к формированию компетентности личности.
  • При использовании КП в рамках личностно ориентированного РО сама педагогическая система развивающего обучения претерпевает качественное изменение. В ее основании уже должен входить не деятельностный, а компетентностно-деятельностный подход и за счет этого, а также метода восхождения от абстрактного к конкретному, классическая педагогическая система РО становится действительно  целостной, т.к. включает в себя не только абстрактные теории, но и практику.
  • Большое значение в работах отводится формированию современного стиля мышления. Даются обоснования, что современный стиль мышления все больше ориентируется на комплексный системный подход, который должен формироваться в системе образования. Для этих целей разрабатываются соответствующие дидактические принципы, методы, средства и технологии обучения.
  • В своей Концепции развивающего образования концептуальным принципом является принцип самостоятельности с его сущностными, нормативными и процессуальными дидактическими функциями, но не как элемент образования, а как ведущий принцип общего и профессионального образования, определяющий характер последнего и управляющий процессами формирования системы знаний, умений, компетенций современного человека. При этом самостоятельность рассматривается как уровневое понятие: репродуктивная, продуктивная, частично-поисковая и поисковая. Степень самостоятельности определяет и уровень компетентности личности.

 

Избранные научные публикации 

По физике твердого тела (открытые публикации)

1. Петров А.В. Исследование влияния межфазного  взаимодейст­вия  на  термическую стабильность       механических свойств   композиции   САП-сталь: дис. … кандидата ф.-м. наук. – Томск, 1972.

2. Петров А.В., Куликов В.А.  Исследование  возможности получения    высокопрочных материалов  на   алюминие­вой   основе,    упрочненных металлическими  волокнами (статья): Сб. трудов науч.-техн. конференции. Томск: ТГУ, 1970. - Ч. 4.

3. Петров А.В., Куликов В.А., Петрова О.П., Булычева Е.А. Влияние     дополнительного легирования на межфазное взаимодействие   при   горя­чем  прессовании   компози­ционных материалов  САП-сталь (статья): Сб.трудов Всесоюзн. конф. - Киев, 1972.

 

По педагогическим наукам

1. Петров А.В. Дидактические основы реализации принципов преемственности и развивающего обучения при формировании фундаментальных понятий в преподавании физики в педвузе: дис. … д-ра пед. наук. – Челябинск, 1996.

 

МОНОГРАФИИ

2. Петров А.В. Преемственность и развивающее обучение: монография / под ред. А.В. Усовой. – Челябинск: ЧГПИ «Факел», 1994. - ISBN 5-85716-024-3.

3. Петров А.В. Развивающее обучение. Основные вопросы теории и практики вузовского обучения физике: монография / под ред. А.В. Усовой. – Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1997. - ISBN 5-85716-099-5.

4. Петров А.В. [и др.]. Методы научного познания в обучении физике: монография /  под ред. А.В. Петрова. – Горно-Алтайск: ПАНИ,  2002. - ISSN 1605-864X.

5. Гурьев А.И., Петров А.В. Межпредметные связи. Теоретический и прикладной аспекты: монография / под ред. А.В. Петрова. – Горно-Алтайск: ПАНИ,  2002. - ISSN 1605-864X.

6. Петров А.В. [и др.]. Связи и взаимодействия в системе образования: монография / под ред. А.В. Петрова. - Горно-Алтайск: ПАНИ, 2002. – ISSN 1605-864X.

7. Петров А.В. [и др.]. Взаимосвязь научного исследования и учения: монография / под ред. А.В. Петрова. Горно-Алтайск: ПАНИ,  2006. - ISSN 1605-864X.

8. Петров А.В. [и др.]. Проблемы преемственности в системе образования: монография / под ред. А.В. Петрова. – Горно-Алтайск: ПАНИ, 2007.

9. Петров А.В.  [и др.]. Пути повышения самостоятельности и творческой активности студентов: монография / под ред. А.В. Петрова. – Горно-Алтайск: ПАНИ, 2007.

10. Технология непрерывного экологического образования: теоретические и методические аспекты: монография / под ред А.В. Петрова. – Горно-Алтайск: Международный изд-й центр фонда Глобал-Грин-Грантс, 2007.

11. Петров А.В. [и др.]. Пути повышения самостоятельности и творческой активности студентов: монография / под ред. А.В. Петрова. – Горно-Алтайск: ПАНИ, 2007. - ISSN 1991-5497.

12. Петров А.В., Часовских Н.С. Теоретико-методологические основы развития познавательной самостоятельности: монография / под ред А.В. Петрова. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2007.  

13.Зубарева Т.А., Петров А.В. Сетевые формы взаимодействия в образовании. Основные вопросы теории и практики: монография / под ред. А.В. Петрова. – Горно-Алтайск: МНКО, 2008. - ISSN 1991-5497.

14. Теория и практика формирования приемов продуктивного мышления при обучении студентов общей физике: монография / под ред. А.В. Петрова. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009.

15. Теоретико-методологические и практические основы пропедевтики: коллективная монография / под ред. А.В. Петрова, Р.В. Опарина. – Горно-Алтайск: РМНКО, 2011. - ISSN 1991-5497.

 

УЧЕБНЫЕ И НАУЧНЫЕ ПОСОБИЯ

16. Рупасова Г.Б., Петров А.В. Методика Формирования приемов продуктивного и творческого мышления при обучении студентов общей физике: учебно-методическое пособие для преподавателей физики / под ред. А.В. Петрова. - Горно-Алтайск: ПАНИ, 2003.

17. Содержательно-знаковая наглядность по общей физике: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов / под ред. А.В. Петрова. - Горно-Алтайск: ПАНИ, 2006.

18. Петров А.В. [и др.]. Учебно-методический комплекс для лабораторных занятий по общей физике: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов / под ред. А.В. Петрова. –Горно-Алтайск: ПАНИ, 2006. - ISSN 1605-864X.

19. Петров А.В., Опарин Р.В. Системная методология экологической педагогики: научно-методическое пособие для преподавателей и учителей / под ред. А.В. Петрова. – Горно-Алтайск: ПАНИ, 2006.

20. Петров А.В. [и др.]. Пропедевтический курс физики. Молекулярная физика и термодинамика: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов / под ред. А.В. Петрова. - Горно-Алтайск: ПАНИ, 2007.

21. Петров А.В. [и др.]. Пропедевтический курс физики. Оптика. Квантовая физика: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов / под ред. А.В. Петрова. - Горно-Алтайск: ПАНИ, 2007.

22. Петров А.В., Попова Н.Б. Дидактические средства наглядности по общей физике: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов / под ред. А.В. Петрова. - Горно-Алтайск: ПАНИ, 2007.

23. Петров А.В. [и др.]. Методика изучения физических законов в развивающем обучении: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов / под ред. А.В. Петрова. – Горно-Алтайск: ПАНИ, 2007.

24. Петров А.В., Петрова О.П. Лабораторный практикум по общей физике. Молекулярная физика и термодинамика: учебное пособие / под ред. А.В. Петрова. – Горно-Алтайск: МНКО, 2008.

25. Петров А.В., Петров А.А.,  Петрова О.П.  Пропедевтический курс физики. Молекулярная физика и термодинамика: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов / под ред. А.В. Петрова. - Горно-Алтайск: ПАНИ, 2008.

26. Петров А.В., Попова Н.Б., Петров А.А. Элементарная физика: учебное пособие. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ,  2008.

27. Петров А.В., Часовских Н.С., Захаров Н.В.  Методика использования консультаций при обучении физике в школе: учебно-методическое пособие для студентов, учителей и преподавателей / под ред. А.В. Петрова. - Горно-Алтайск: МНКО, 2008.

28. Петров А.В., Петров А.А. Элементарная физика. Оптика. Квантовая физика: учебное пособие / под ред. А.В. Петрова. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. Ч.4.

29. Петров А.В., Дугашев В.В. Дидактические возможности МПС физики и астрономии при подготовке учителя физики в педвузе: учебно-методическое  пособие для преподавателей и студентов / под ред А.В. Петрова. – Горно-Алтайск: МНКО, 2008.

30. Опыт проведения региональных олимпиад учащихся школ и классов развивающего обучения: учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А.В. Петрова. – Горно-Алтайск: РМНКО, 2008.

31. Петров А.В. Диалоговые задачи по курсу электромагнетизма. – Горно-Алтайск: РМНКО, 2008.

32. Петров А.В. Диалоговые задачи по молекулярной физике / А.В. Петров, Е.И. Кудашова – Горно-Алтайск: ПМНКО, 2008.

33. Петров А.В. Роль методов научного познания в курсе физики: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. - Горно-Алтайск: РМНКО, 2009. - ISSN 1991-5497.

34. Петров А.В. Дидактический материал по использованию диалоговых задач в учебном процессе: учебное пособие для преподавателей и студентов. - Горно-Алтайск: РМНКО, 2009. - ISSN 1991-5497.

35. Петров А.В. Материалы для самопроверки уровня подготовки студентов по физике. - Горно-Алтайск: РМНКО, 2009. - ISSN 1991-5497.

36. Петров А.В., Петрова О.П. Программированные задания по молекулярной физике: учебное пособие для преподавателей и студентов. – Горно-Алтайск: РМНКО, 2009. - ISSN 1991-5497.

37. Петров А.В. Общая физика. Ч. II. Молекулярная физика: учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности «Физика». – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009.

38. Петров А.В., Белканов А.В. Методология педагогического исследования: спецкурс (для студентов специальности 010701 «Физика»). – Горно-Алтайск: РМНКО, 2009.  

39. Петров А.В., Алмадакова Г.В. Диалоговые задачи как средства формирования методологических знаний студентов: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов / под ред. А.В. Петрова. – Горно-Алтайск: РМНКО, 2010. – ISSN 1991 – 5497.

40. Петров А.В., Петров В.А. Пространство и время в современной картине мира: учебно-методическое пособие для студентов по курсу общей физики / под ред. А.В. Петрова. – Горно-Алтайск: РМНКО, 2010. – ISSN 1991 – 5497.

41. Петров А.В. Физика для инженеров. Ч.II. Молекулярная физика: учебно-методический комплекс. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010.

42. Петров А.А., Петров А.В. Роль преемственности в философии, научном познании и в учебном процессе: научно-методическое пособие для преподавателей и студентов / под ред. А.В. Петрова. – Горно-Алтайск: РМНКО, 2011.

43. Актуальные проблемы развития образования: межвузовский сборник научных трудов / под ред. А.В. Петрова. – Горно- Алтайск: ООО «РМНКО», 2013.

44. Компетентностный подход в системе образования: межвузовский сб. научных трудов / под ред. А.В. Петрова. Горно-Алтайск: РМНКО, 2015. – ISSN 1991-5497.

 

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ

45. Петров А.В. [и др.]. Дидактические принципы в теории и практике развивающего обучения: избранные педагогические труды / под ред. А.В. Петрова. – Горно-Алтайск: ПАНИ, 2001. - ISSN 1605-864X.

46. Петров А.В. [и др.]. Психолого-педагогические основания для практической организации самостоятельной работы студентов: научные труды / под ред А.В. Петрова. - Горно-Алтайск: МНКО, 2009. – ISSN 1991-5497.

47. Петров А.В. [и др.]. Актуальные проблемы образования: межвузовский сб. науч. трудов / под ред. А.В. Петрова. -  Горно-Алтайск: ООО РМНКО, 2013. - SSN 1991-5497.

48. Компетентностный подход в системе образования: межвузовский сборник научных трудов / под ред. А.В. Петрова. – Горно-Алтайск: ООО «РМНКО», 2015. – ISSN 1991-5497.

49. Формирование и развитие самостоятельности студентов и школьников как стратегический образовательный приоритет в практико-ориентированном обучении: сб. научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции: 10-13 августа 2016 г. / под ред. А.В. Петрова, Н.С. Часовских. – Горно-Алтайск: РМНКО, 2016. - ISSN 1991-5497.

 

 

СБОРНИКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ КОНФЕРЕНЦИЙ

50. Компетентностно-деятельно-стный подход в системе развивающего образования: Материалы международной н/п конференции  19-25 августа 2010 г., Горно-Алтайск / под ред А.В. Петрова, А.И. Гурьева. - Горно-Алтайск: ООО РМНКО, 2010. ISSN 1991-5497.

51. Петров А.В. Компетентностно-деятель-ностный подход в системе современного образования: Рекомендации международной научно-практической конф. Горно-Алтайск, 18-23 августа 2010 г. - Горно-Алтайск: ООО РМНКО, 2010. - ISSN 1991-5497.

52. Компетентностно-деятельностный подход как стратегический приоритет современной модернизации системы образования: Материалы международной научно-практической конференции 18-23 августа 2014 г. / под ред. А.В. Петрова. Горно-Алтайск: РМНКО, 2014. – ISSN 1991-5497.

18. Петров А.В. Компетентностно-деятельностный подход как стратегический приоритет современной модернизации системы образования: Рекомендации международной научно-практической конференции 18-23 августа 2014 г. – Горно-Алтайск: РМНКО, 2014. - ISSN 1991-5497.

53. Петров А.В. Формирование и развитие самостоятельности студентов и школьников как стратегический образовательный приоритет в практико-ориентированном обучении: Рекомендации международной научно-практической конф. 10-13 августа 2016 г. / под ред. А.В. Петрова, Н.С. Часовских. – Горно-Алтайск: РМНКО, 2016. - ISSN 1991-5497.